Массовое заселение Украинской Балкан началась только в середине XVIII в. В 1746 г.. Переселенцы из Пряшевщины, Лемковщины и Закарпатья основали первую украинскую колонию - Русский Керестур. В 1775-1813 годах на этих землях находились после побега из разрушенной российскими войсками Сечи около 8000 сечевых казаков, которые затем переселились в Добруджу (у устья Дуная) и на Кубань. Перед Первой мировой войной украинский-русинов в балканских владениях Австро-Венгрии насчитывалось более 30 000 человек, из того 10000 в Боснии и 5000 в Словениии.
Поселившись в Боснии, Украинцы вступили в контакт с различными народами, с каждым из которых Украинцы имели хорошие отношения, но, как свидетельствуют документы, с сербами все поколения Украинцы испытывали трудности установить отношения, основанные на доверии.
Камнем преткновения было прежде всего то, что национальные интересы этих двух народов после Первой мировой войны разошлись. Сербы пытались ограничить права несербских народов и их ассимилировать. Сами себя они идентифицировали с московитским шовинизмом и экспансионизмом. Сербы не признавали, что существует отдельный восточнославянский народ под названием "Украинцы". Они предпочитали использовать для него термин «малороссияне». Вопрос освобождения украинского народа был опасным для сербов, ведь это могло быть примером для порабощенных южнославянских народов под властью сербов. Поэтому, сербы всегда пытались избавиться от нежелательных соседей.
В «первой» Югославии (1918-1941рр.) доминировавшие в то время сербские власти пыталась выселить украинцев (и поляков) из Боснии в Македонию или изгнать их за пределы государства. Сербы принудили к выселению почти всю украинскую интеллигенцию по обвинению в австрофильстве. Во время Первой освободительной борьбы (1917-1920-е гг.) и развития восстановленного Украинского государства, в Королевстве Сербов-хорватов-словенцев был запрещен ввоз украинской прессы. Уже вскоре стало понятно, что сербы меньше из всех южнославянских народов привержены национально-освободительным стремлениям украинцев.
Благосклонное отношение подавляющего большинства Украинцев до НДХ, Создание украинскими националистами добровольческого украинского Легиона в НДХ и общая ненависть к национальным несербских меньшинствам в равной степени способствовали преследованиям и убийствам украинцев как сербскими монархистами-четниками, так и коммунистическими партизанами.
Из многочисленных примеров приведем только ужасные картины из окрестностей города Прнявор: побои и надругательство над зарезанной четниками пятнадцатилетней Розалии Мазурик; истязаемого и убитого четниками 27 февраля 1942 восемнадцатилетнего Владимира Кулебы; истязаемой и вырезанной 10 марта 1942 семьи Петрушин из пяти душ в Штрбцях вблизи Прнявор, в том числе тринадцатилетнего Владимира; убитого 11 марта 1942 восемнадцатилетний Прокопа Вовчука на Вучияку; убитой ночью в доме тридцати восьмилетнего Матильды Головко с Лепенец; убитой 13 июня 1942 шестидесятилетней Софии Ильчишин с Прнявор; изнасчилованной и убитой сорокачетырехлетней Ирины Нагайовськои (урожденной Заяц) в Лепеници; избитой до смерти 19 февраля 1943 шестидесятилетней Саломеи Хмель в Ратковцу вблизи Прнявор; зарезанной 1 марта 1943 семнадцатилетней Марии Глогович в Дервент; брошенной живой в реку 1 марта 1943 четниками шестилетней Ольги Мальона с Лепеници, которая утонула на глазах родителей Петра и Стефании Мальона и которых, после этой сцены, зарезали и также бросили в реку Саву; зарезанной четниками 25 декабря 1944 восемнадцатилетней Софии Шимоник в Штрбцях вблизи Прнявор ... и ужасные картины более сотни других жертв. Есть также картины полного сжигания 13 мая 1942 четниками польско-украинских сел Раковац и Кунова. (В Раковца по переписи населения 1921 р.жило 227 Украинские-русинов). Убиты и сожжены в доме в Старой Дуброве Андрей Кудерський и его жена; там все было сожжено, включая скот. Также в этом же селе сожжены дома Ивана Кагана в которой сгорел живой Иван Семянчук и многие, многие другие украинские домов в Дуброве и не только там.
В Федеративной Социалистической Республике Югославия никто так не интересовался украинцами как югославская тайная полиция. Она больше давила на священников и активных украинских деятелей. Из духовных лиц в тюрьме сидели о. Григорий Беляк, о. Михаил юриста, о. Михаил Каминецкий, о. Феликс Беленький, о. Петр Бабий, о. Василий Стрильчик. Из светских - в тюрьме сидели например Петр Шлапак, Николай Каган, Иван Сваток. Через большие трудности и постоянные «разъяснительные беседы» проходили почти все украинские деятели, которых считали имеющими значение в культурной жизни Украинской Боснии. Демократические «перемены», от которых Украинцы так много надеялись им ничего хорошего не принесли. Политика Сербской демократической партии четко показала отношение сербских шовинистов к украинскому этнического меньшинства. После многопартийных выборов в 1990 году и прихода к власти в Боснийской стране Сербской демократической партии Украинская лишили, гарантированных законодательством республики, лекций украинского языка в школах, которые существовали с 1975 года и передач на «Радио Баня Лука», выходивших в прямой эфир с 1966 года.
В апреле 1992 года, когда началась война в Боснии и Хорватии, для малочисленных украинцев наступили страшные времена. Их постигла судьба хорватов. Ночью, 20 июля 1992 сожжено вспомогательные строения приходского греко-католического центра в Баня Луке. В августе 1992 года взрывчаткой уничтожена греко-католическую церковь в Прняворе и зажжена церковь в Старой Дуброве. В феврале-марте поврежден монастырь сестер Служебниц в Баня Луке. 6 марта 1993 убили ночью в доме в Козарци Павла Бутынский, его жену Славцю и тринадцатилетнюю дочь Анну ... В ходе войны поверидили и украинскую церковь в Дабраке. Все это происходило далеко от мест проведения боевых действий на территории под абсолютным контролем Сербской демократической партии. Украинцев не обошел стороной принудительный труд, концентрационные лагеря (с с.Тернополя: Иосиф Герасим, Василий Тихоступ, Петр Щерба, Том Щерба ...), притеснения и человеческие жертвы. Даже тем украинцам, которые были мобилизованы в сербскую армию - жизнь не была легкой. Многие украинцы были избит своими «товарищами по оружию» -сербамы, называвших их усташами, много раз случались «происшествия», когда украинцам выдавали испорченное оружие. Единственное, что на практике было разрешено украинцам, кроме гибели на фронте за «Великую Сербию», единственное, что разрешали им сербы - групповые поездки в Украину, из которых Украинцы всегда возвращались в Боснию.Угнетение сербами к украинского этнического меньшинства и все то, что произошло в Боснии- привело к тому, что Украинцы там осталось 1500 человек. Их судьба незавидна, а перспективы безрадостны...
Источник
Судя по фото, братушки хотят адскую бойню не только в Лугандонии, но и в Харькове и других городах Украины
No comments:
Post a Comment