Джодже Мартинович был сербским фермером из Косова, оказавшимся в центре скандала в мае 1985 года, когда он лечился от повреждений, вызванных насильственным введением стеклянной бутылки в задний проход. Хотя обстоятельства инцидента оставались предметом спора в течение многих лет после этого, событие сыграло значительную роль в ухудшении этнической напряженности между сербами и албанцами в Косове.
1 мая 1985 года, Джордже Мартинович, 56-летний житель косовского города Гнилане, прибыл в местную больницу с разбитой бутылкой, вставленной в его прямую кишку. Он утверждал, что подвергся нападению со стороны двух албаноговорящих мужчин, когда он работал на своей ферме. Как сообщается, после разговора с полковником Югославской народной армии, Мартинович признал, что его травмы были получены в результате неудачной попытки мастурбации. Государственные следователи сообщили, что "прокурор сделал письменное заключение, из которого выясняется, что раненый провели акт "самоудовлетворения" на своем поле, [где он] поставил бутылку пива на деревянную палочку и воткнул её в землю. После этого он сел "на бутылке и получал удовольствие". Лидеры общины в Гнилане впоследствии выступили с заявлением, описывающим его травмы как "случайные последствия его собственной [сексуальной] практики."
Он был переведен в Белград для дальнейших исследований в престижной Военно-медицинской академии, где медицинская бригада сообщила, что его травмы не могли быть нанесены им самим. Команда, в которую вошли два врача из Белграда и по одному из столиц республик, пришли к выводу о том, что телесные повреждения были вызваны "сильным, жестоким и внезапным введением или заклинивания 500 мл. бутылки, или, вернее, её широкого конца в прямую кишку ", и что это было, вероятно, физически невозможно для Мартиновича ввести её самому. Команда утверждала, что вставка могла проводиться, только при участии по меньшей мере двух или более лиц.
К другому мнению через месяц пришла комиссия под руководством профессора д-ра Янеза Милчински. Команда профессора пришла к выводу, что Мартинович мог вставить себе бутылку, поместив её на палку, которую он толкнул на землю, но поскользнулся во время мастурбации и сломал бутылку в его прямой кишке под действием силы тяжести своего тела. Югославская тайная полиция и военная разведка по сообщениям, пришли к выводу, что травмы Мартиновича были действительно, скорее всего, нанесены самому себе.
Мартинович позже отказался от своего признания, утверждая, что его вынудили признать это во время трехчасового допроса и ему пообещали, что его дети получат работу в обмен на признание. Его сын сообщил прессе, что его отец был атакован просто потому, что он был сербом: "Друзья говорят нам, что Албанские боевики сделали это в отместку ... Им было все равно, кому мстить, главное, чтобы это был серб ".
В конце концов, федеральные и сербские власти не расследовали дело, даже после того, как Сербия отозвана самоуправление Косова в 1989 году, и не предпринималась ни одна серьезная попытка найти нападавших.
Последствия
Инцидент вызвал поток националистических и анти-албанских заявлений в сербской прессе. Это, само по себе было важным событием, т.к. в Югославии упоминание национализма было запретной темой. Отмена этого табу в освещении дела Мартиновича предвещала рост национализма, который привел к коллапсу страны в 1991 году. Иск имел значительный резонанс в сербской политике; начавшийся исход сербов из Косово стал рассматриваться как результат сознательного преследования сербов албанцами, якобы стремящимися изгнать их со своей земли и захватить их имущество.
Многие увидели в этом аналогию с турками, которые правили Сербией до 1833 (и Косово до 1912 года). Инцидент сравнивался с использованием Оттоманами накалыванием в качестве средства пыток и казни. На полном серьезе создавались националистические поэмы о сербском герое Джордже Мартиновиче и османском иге. Другие сравнивали инцидент с историческими эпизодами преследования сербов, называя Мартиновича "символом сербских страданий от албанского (Османского) зла". Писатель Брана Чрнчевич назвала инцидент Мартиновича "концлагерем Ясеновац для одного человека". Сербские литературные критики кричали, что ситуация с сербами в Косово - это "самый ужасный фашистский эксперимент со времен Второй Мировой".
Со своей стороны, многие косовские албанцы высказали мнение о том, что Мартинович случайно нанес себе рану и попытался срыть это, обвиняя в этом албанцев, провоцирукя с другими сербскими националистами антиалбанские настроения. Другие признали, что обстоятельства были неясными, но возражает против пути, но признавали, что это дело символизировало сербско-албанские отношения.
Не желаете выпить за сербско-советское братство?