Friday 10 February 2017

Аркан, герой Сербии

Серб Желько "Аркан" Ражнатович, родившийся в небольшом словенском городке Брежице 17 апреля 1952 года,  стал преступником, известным полиции во многих странах Европы еще до начала югославского конфликта.

Впервые он был арестован в Белграде в 1966 году за кражу кошелька у женщины и провел год в колонии для несовершеннолетних до переезда в Западную Европу в 1970-е годы и начала десятилетий пруступной карьеры. В период с 1973 по 1983 год, он получил целый список приговоров и ордеров на арест за банковские грабежи, разбой и покушения на убийство в Бельгии, Нидерландах, Швеции, Германии, Австрии, Швейцарии и Италии. Ему удавалось бежать из большинства тюрем, в которых он содержался.

После того, как он вернулся в Сербию, он стал лидером радикальных болельщиков футбольного клуба  "Красная Звезда" в Белграде, «Делие», из которых он будет рекрутировать будущих  боевиков "тигров". Журналист Филип Сварм, внимательно изучивший дело Аркана, утверждает, что служба государственной безопасности в Сербском МВД поручила ему создать бандгруппу осенью 1990 года для выполнения "черных операций" в Хорватии.

Аркан получил различные поощрения за преступления, которые он делал для сербской государственной безопасности. Эти льготы были в основном экономического характера. Так же он получил иммунитет от преследования за его прежнюю преступную деятельность как полевой командир "ополченцев", в обмен на темные дела на оккупированной сербами территории Хорватии:   "Предоставляя различные услуги для сербских спецслужб, Аркан сам был освобожден от закона," - рассказывает Филип Сварм.   Хотя  сам Аркан арестовывался в Хорватии в 1990м году и получил 5 лет тюрьмы  за терроризм, он не пошел в  тюрьму. Сербия  похлопотала за его свободу, это только доказывает, как важен был садист Аркан для сербской госбезопасности.

Его боевики "Тигры" служили в качестве военной поддержки Югославской народной армии - как это было во время осады хорватского города Вуковар в 1991 году - но их образ жестоких, хладнокровных убийц должен был вселять ужас на врагов Белграда. Тигры впервые засветились в военных преступлениях во время боевых действий в Tenja в Хорватии в июле 1991 года, когда по меньшей мере 29 человек были убиты и более 2 900 изгнаны,по информации белградского Центра гуманитарного права. Вскоре после этого, глава спецподразделения сербского МВД, Радован Стойчич (псевдоним 'Badza'), разместил их в тренировочном лагере на месте старой югославской военной базы в хорватском селе Эрдут, который оставался их военным штабом до мая 1996 года.

Драган Пьевач, сербский беженец из Хорватии, был схвачен полицией в Белграде в августе 1995 года и отправлен в Эрдут, где держался на контролируемой сербами территории в Бели-Монастир в Хорватии в течение трех месяцев до мирного Дайтонского соглашения, закончившего войну.  По его словам, некоторых из «новобранцев», отправленных в Эрдут,  избивали, унижали и называли предателями свои  же сербы, тигры Аркана. Около 700 человек, таких как Пьевач в настоящее время судятся с Сербией за то, что их силой отправили  на войну. 

Обвинения в совершении военных преступлений и этнических чистках сопровождали тигров, когда они вошли в город Биелине в апреле 1992 года. Журналист Йусуф Трбич считает, что, хотя регулярные сербские войска могли бы контролировали город, люди Аркана были целенаправленно введены туда,  чтобы списать любые убийства гражданских лиц на «неизвестных боевиков», и тем самым терроризировать местное  население.

Юсуф Трбич помнит первый раз, когда он видел Аркана, сидящего в армейском грузовике с оружием в Биелине в восточной части Боснии. Это было ночью 2-го апреля 1992 года, после того, как сербские силы захватили город. Трбич узнал лицо Ражнатовича из телевизионных сообщений; он уже был известен как человек, которого боялись. Самого Трбича захватили "тигры" Аркана, в течение следующих нескольких часов до рассвета его избивали и пытали, иногда в присутствии самого Аркана. "Они знали, что они делают," расказал Трбич журналистам. "У меня не было ни на миллиметра белой кожи; все это было черно-синим "Он был в конечном счете освобожден, потому что был местным журналистом, и Аркан хотел, чтобы он транслировать обращение к боснийцам на радио Биелине сложить оружие. Другим пленным так не повезло.

Женщина из Биелине, пожелавшая остаться неизвестной, рассказывает, когда ей было 19 лет, боевики Аркана постучали в дверь её семьи ночью в апреле 1992 года. "Они были в масках, чтобы мы могли видеть только их глаза," вспоминает она. Сербские боевики разграбили имущество семьи, взяли деньги и золото. Один боец ударил ее ногой в позвоночник, и она упала в обморок. Когда она проснулась, она и её сводная сестра были голые и окровавленные. На следующий день, Аркан пришел и изнасиловал ее.  

"Аркан пришел в первый раз после той ночи. Он схватил меня за волосы и утащил меня в квартиру, и надругался надо мной там. Он вернул меня полумертвую, а затем [сделал это] еще раз на следующий день," сказала она журналистам.  "Позже другие солдаты приходили и насиловали меня перед моими детьми и мачехой и всеми остальными," продолжала она. "Я просила их, чтобы убили меня, чтобы прекратить страдания. Они просто цинично смеялись и сказали мне, что они  ничего не выиграют, если убьют меня, потому что я собирался убить себя сама".


Позже тигры воевали в Брчко и Зворника. Там они снова были замешаны в убийствах, грабежах, этнических чистках и изнасилованиях. Боевики Аркана вышли из Боснии летом 1992 года после того, как их босс поссорился с главнокомандующим Ратко Младичем (известным военным преступником, обвиняемым теперь в геноциде), даже Младич назвал их преступниками. 



Он вернулся в Боснию для новой военной авантюры в сентябре 1995 года, когда он и его люди вошли в северо-западной район Сански Мост, похитили местных боснийцев, доставили их в гостиницу, где их держали в помещении котельной и избивали. Двенадцать задержанных были доставлены в отдаленную деревню Трново, где все кроме одного были застрелены.Убийства в Сански Мост наконец заставили Гаагский трибунал объявить Аркана в розыск  за преступления против человечности, убийства, серьезные нарушения Женевской конвенции и нарушение законов и обычаев войны. Что характерно, Ражнатович был единственным человеком, которому предъявлено обвинение, а так как он теперь умер, никому больше не смогли  предъявить обвинения в  убийствах. 


В перерывах между кровавой бойней, Аркан, отдыхал и прохлаждался в Белграде, появлялся перед публикой в парадной форме, сербы приветствовали его как героя.  В Сербии Аркан стал героем, звездой, основал свою партию. Его свадьба с сербской  поп-певицей (больше похожей на проститутку)  'Ceca' стала национальным праздником, показанным в прямом эфире по сербскому телевидению"Аркан является кумиром каждого преступника," рассказывает Филип Сварм. "Почему? Потому что Аркан был и полицейским и мафиози одновременно. Поскольку Аркан был и военным командиром и владельцем футбольного клуба. Потому что он был звездой сербского шоу-бизнеса и значился с списке самых разыскиваемых Интерполом".

Его бандгруппа официально была расформирована в 1996 году и официально не принимала участие в Косовском  конфликте, т.к. формально в этом не было необходимости, сербская армия имела значительные силы в Косово.  Но хотя Аркан сам не пошел воевать, некоторые из его людей приняли участие в последнем военном конфликте Слободана Милошевича в Косово с 1998 по 1999 год.  

Бывший народный капитан югославской армии Нике Перай, являющийся важным свидетелем на суде над Милошевичем, утверждал, что сербские боевики с опознавательными знаками Тигров  были в военных казармах в косовском городе Джяковица в ноябре 1998 года, где они присоединились к другим сербским военизированным формированиям. "Им была  дана свобода сделать все, что они хотели," сказал Перай журналистам, хотя он считает, что они не были вовлечены на переднем крае боевых действий. "Они были мародерами," сказал он.

Перай также заявил, после того как было совершено массовое убийство около 500 косовских албанцев силами Белграда в апреле 1999 года, он видел людей Аркана
в селе Мее, они были бородатыми и сильно татуированные, у одного из них были красные полосы на штанах. "Это была кровь," сказал Перай.

Бывший тигровец Ранко Момич, отправившийся воевать в Косово в 1998 году качестве члена сербского полицейского подразделения резервистов. Позднее был заключен в тюрьму на 15 лет за участие в убийстве более 100 мирных жителей косовских албанцев в качестве члена 177-го отряда югославской армии. Другой бывший тигровец, Милайко Николич заключен в тюрьму на 20 лет за аналогичное преступление. 

Наказание

 Некоторые из наиболее важных союзников Аркана теперь мертвы. Спонсор его банды, Радован Сточичич, был застрелен в ресторане в Белграде в 1997 году, а его предполагаемый политический кукловод Слободан Милошевич умер в заключении в Гааге в 2006 году. Самый известный из его тигров, Милорад "Легия" Улемек , отбывает 40 лет тюремного заключения за его роль в убийстве сербского премьер-министра Джинджича.
 
Бывший глава  сербской госбезопасности Йовица Станишич и его заместитель Франко Симатович были оправданы Гаагским трибуналом в 2013 году по  обвинению в  руководстве  бандами типа тигров, хотя суд  нашел улики об их финансировании сербских военизированных формирований. Бывший президент боснийских сербов Биляна Плавшич, которая якобы пригласила Аркан в Биелине, призналась в своей виновности в осуществлении надзора за зверствами, была заключена в тюрьму на 11 лет судом ООН.

Но многие  из подельников Аркана до сих пор разгуливают на свободе и в Боснии и в Сербии и им никогда не были предъявлены обвинения. Специалист по боснийским военным преступлениям, адвокат Миодраг Стоянович, который в настоящее время защищает Ратко Младича в Гааге, сказал, что  для Боснии было невозможно расследовать предступления, потому что Белград не желает отправлять сербских подозреваемых под суд.

Клинт Уильямсон, прокурор, который вел расследование Гаагского Трибунала об убийствах в Сански Мост, говорит, что проблемой с раследованием преступлений боевиков Аркана было то, что они скрывали свою личность. "Они часто носили маски, и мы просто не смогли найти свидетелей, чтобы идентифицировать их," - сказал Уильямсон в 2010 году журналистам. 

Ясмин Месич, боснийский прокурор с большим опытом в области расследований военных преступлений, согласился, что существуют серьезные практические проблемы с привлечением сербских военных преступников к ответственности.

"Эти люди приехали из других областей, из других государств, поэтому ни одна из жертв или пострадавших не знает их лично. Они обычно использовали клички вместо имен, поэтому очень трудно идентифицировать преступников через показания потерпевших, как это обычно происходит при военных преступлениях ", пояснил он.

В Боснии, однако, многие считают, что люди Аркана не были привлечены к ответственности из-за связей их лидера с сербскими полицейскими чиновниками, политиками и организованной преступностью.
Его бандиты
совершали одно и то же в каждом месте где они появлялись, и многие люди в Сербии, политики высокого уровня замешаны в этом,  судебное преследование этих преступлений могло бы пролить свет на неудобные факты. Со смертью Аркана, все расследование оказалось заморожено.


Аркан, желько ражнатович, изнасилования в боснии

Кого бы они ни убил или изнасиловал, для сербофилов этот ублюдок останется героем. Тысячи  людей в Вконтакте состоят в  группах в память о нем.


Источники:

1)  http://www.balkaninsight.com/en/article/arkan-s-paramilitaries-tigers-who-escaped-justice

2)  https://www.theguardian.com/world/2000/jan/16/balkans3

3)  https://en.wikipedia.org/wiki/Arkan

Сербы атакуют россиян, протестующих против войны

 Критически настроенные россияне бегут в Сербию – встречают сторонников Путина Связи Сербии с Россией сделали Белград привлекательным место...