Saturday, 12 May 2018

Как изгоняли хорватов из Воеводины

Если бы не последние эксцессы связанные с сербским военным преступником Воиславом Шешелем, то, возможно, не было бы и повода вспомнить о трагической судьбе воеводинских хорватов, чей путь на Голгофу начался еще в 1988/89 годах, во времена больших сербских митингов (т.н. «митингов правды») и буйного расцвета радикального сербского национализма, который Милошевич и его правительство использовали как таран, с помощью которого им было нужно нанести удар не только по соседним республикам, но и по национальным меньшинствам в самой Воеводине и Сербии.

Более 40 тысяч хорватов были насильно изгнаны или бежали сами под колоссальным давлением, которое на них оказали, из сербских регионов Срем и южная Бачка, в основном из их придунайской части.

Этническую чистку хорватского населения совместно проводили как само государство Сербия, так и военизированные четнические формирования и отдельные группы (начиная от полиции, армии, активистов основных политических партий и заканчивая экстремистами из рядов Сербской православной церкви, Сербских соколов, отряда «Душан Сильный», СДГ Аркана, «Белых орлов» Бокана и сербских добровольцев, которые в основном прибыли в Воеводину из внутренней части Сербии и не являлись местными уроженцами).

Спустя двадцать лет после величайших гонений, теперь, наконец и в самом Среме люди набрались мужества, чтобы публично заговорить обо всем, что хорватский народ пережил здесь в период с 1991 по 1995 годы. 





Трагедия села Кукуевцы
Старинное хорватское село Кукуевцы в общине Шид известно еще с 1275 года. До начала войны 1991 года Кукуевцы были одним из 14 чисто-хорватских сел в регионе Срем, в сербской Воеводине. Сербов в Кукуевцах жило перед войной 1% от общего населения. В результате этнических чисток на сегодня в Кукуевцах осталось лишь пять хорватских семей. Кукуевцы стали примером тотального уничтожения всего хорватского, что было в Воеводине. Сербы поменяли название села на «Лазарево».
Во время своего визита в Сербию и Белград 1-2 сентября 2011 года президент Республики Хорватии Иво Йосипович посетил вместе с председателем правительства Автономного Края Воеводина Бояном Пайтичем очищенное от хорватов село Кукуевцы, одно из тех сел в Среме, где в период с 1991 по 1995 год были самые больше жертвы среди хорватского населения.

«Мы должны знать, что страх среди хорватского населения в Воеводине присутствует и сегодня, особенно здесь в Среме, так как хорваты прошли здесь через свою Голгофу, на которой 25 хорватов были жестоко убиты а 40.000 были вынуждены бежать, кто сам, а кто и под угрозой расправы», сказал тогда председатель Хорватского национального вече в Сербии Славен Бачич.

Епископ Сремский, монсеньор Джуро Гашпарович отметил следующее:

«Из всех сремских жуп в течении девяностых годов прошлого века массово изгонялись католики, разница была лишь в процентах. А именно, откуда-то выгнали около 70%, откуда-то 80., а где-то было изгнано и 95% верующих-католиков» - после чего президенту Йосиповичу был продемонстрирован интерьер оскверненной католической церкви Святой Троицы, которую сербы превратили в лесопилку, а одно время использовали и как хлев, в котором держали овец и коз.

Короткую и шокирующую речь произнес Милан Циндрич, беженец из Кукуевцев, который прошел через пытки и издевательства со стороны сербов и вместе со своей семьей навсегда покинул Воеводину военной осенью 1991 года.
Он в частности сказал:

«Более 50 местных жителей подверглись пыткам и жестокому обращению со стороны специальной полиции МВД Сербии под тем предлогом, что мы якобы держим у себя оружие, радиостанции и являемся усташами, хотя в наших домах, где они перерыли все вверх дном, они ничего не нашли. Все это происходило в ноябре и декабре 1991 года и было лишь увертюрой к чему-то более страшному. А именно к тому, что вскоре нас начали жестоко избивать палками, руками, ногами, прикладами, стульями и вообще всем, чем только было можно а происходило все это в полицейском участке города Шид, у железнодорожной станции, по пути в сторону Фрушкой горы, одним словом везде, куда они приходили. Эти мучения я и сам лично пережил, чтобы в конце концов мои мучители мне сказали, приставив к моему горлу нож и засунув ствол полицейского пистолета мне в рот, что я должен уехать или буду зарезан, но, что если я уеду, то они оставят в покое моих братьев и родителей и дадут им спокойно жить в селе. На мой вопрос почему я должен выселиться, хотя я ни в чем не был виноват, что у нас не нашли никакого оружия, что ни один хорват здесь никогда не в кого не стрелял, ни одному сербу в селе никогда не было сделано чего-либо плохого и что никто из хорватов не противостоял властям Сербии, мне ответили, что я все равно должен выселиться, так как «если вы не уйдете отсюда по хорошему, тогда первая половина села уйдет по плохому, а оставшаяся уже по хорошему». Еще они добавили, что когда от хорватов будут очищены села Кукуевцы и Сланкамен, то тогда проблема Срема будет решена. То же самое они сказали еще двоим жителям Кукуевцев, которых как и меня избивали и пытали.»

Несмотря на все свои обещания (как свидетельствует о том случае Милан Циндрич) после того, как из села прогнали его, точно так же поступили и со всеми другими членами его семьи.

Он вспомнил имена тех людей, которые были убиты в селах Моровиче и Кукуевцах только за то, что они были хорватами и не пожелали даже на время бежать со своей земли (братья Мате и Ивица Абьямовичи, которых из дома увела военная полиция «ЮНА» и которые после этого пропали без вести; три члена семьи Матиевич, среди которых был и малолетний Франо в возрасте неполных 14 лет (они были похищены и уведены в неизвестном направлении непосредственно перед переселением, после мирной реинтеграции хорватского Придунавья их останки были найдены в одном частном саду на территории села Мохова у Илока), троих членов семьи Оскомич-Томич, с которыми очень свирепо расправились и чей случай стал тем редким исключением, который дошел до суда, хотя преступники отделались смехотворными наказаниями, Живко Литрича, убитого прямо в своем доме, а так же тех граждан, которые без малейших на то оснований оказались в сербских концлагерях. В заключении представитель изгнанных жителей Кукуевцев сказал:

«Все мы жители Кукуевцев задаемся сегодня вопросами - решена ли теперь окончательно проблема Срема и почему не заведены дела на людей и на те подразделения, о которых на сегодня все хорошо известно? Как все это стало возможным в Сербии, которая, как нас уверяли и уверяют, не участвовала в войне? А может, нам уже дала ответ сербская полиция в ту мрачную осень 1991 года: «Когда очистим от вас Кукуевцы и Сланкамен проблема Срема будет решена»? Мы, господин президент, здесь не судьи и не обвинители, это работа государственной власти. Мы здесь не пытаемся обвинить весь сербский народ, так как тот, кто обвиняет весь народ целиком не может называться человеком. Мы здесь сегодня для того, чтобы напомнить о том, что в этнической чистке тогда участвовали законные в то время структуры Республики Сербии, что и сегодня могут подтвердить десятки тысяч свидетелей и о том, что никто за те действия до сих пор не понес никакой ответственности. Кроме того, господин президент, мы хотим выразить удовлетворение за улучшение ситуации в которой живут оставшиеся здесь на сегодня восемь хорватских семей и поблагодарить всех тех, кто этому способствовал, а также выразить полную поддержку священнику Никице Бошняковичу и бискупу, монсеньору Джуро Гашпаровичу, так же как и Краеведческой ассоциации кукуевчан и Сообществу изгнанных хорватов Срема, Бачки и Баната за помощь в восстановлении нашей церкви — базилики Святой Троицы и выразить надежду, что в этом проекте помощь окажут и правительства Республики Сербии и Республики Хорватии так как речь идет об находящемся под охраной памятнике культуры.»

Во время произнесения речи к печальной группе изгнанников никто из местных жителей и представителей местных органов власти даже не приблизился (в том числе и оставшиеся здесь несколько местных хорватов), что является еще одним свидетельством того, каково сейчас положение хорватского народа на его исконной территории, в тех местах, где он всегда составлял большинство.

Только в Кукуевцах и Новом Скламене были убиты 13 хорватов (в Кукуевцах 8, в Новом Скламене 5).

В Кукуевцах (на 2011 год) оставалось только 8 хорватских семей в то время как изгнано их было более 500 ( в 1991 году в селе было 2000 хорватов, сейчас в селе их живет всего 15).

Учитывая демографические данные, становится ясно, что число хорватов в Сербии и Воеводине резко сократилось. Так, например, в 1961 году в Воеводине было 145.341 хорватов, что составляло 7,8% от общего населения автономного края, в то время как в 2011 году хорватов осталось 47.033 человека — или только 2,4% от общего количества населения.

Таким образом за последние 50 лет число хорватов в Воеводине уменьшилось на 98.308 человек, а их доля в общем количестве населения в 2011 году упала почти в 3 раза по сравнению с 1961 годом!

Кукуевцы, к сожалению, только один из многих примеров этнической чистки, какие можно найти во всех частях Срема и Бачки (начиная с Шида (из 7000 хорватов во время войны из Шида были изгнаны 5000, что говорит само за себя) и далее по списку — подверглись зачистке от хорватов села Вишничево, Гибарац (Село Гибарац, как и Кукуевцы, до войны было населено почти исключительно хорватами. Сегодня хорватов в селе меньше 7%. Чтобы уничтожить все следы пребывания хорватов в селе, новое сербское население приняло в конце 2007 года решение переименовать село Гибарац в Душанаво), Морович, Ямена, Хртковцы (в 1991 году четнический воевода Воислав Шешель впервые публично призвал зачистить село Хртковцы от хорватов, что с успехом удалось: на сегодня в Хртковцах хорватов практически нет), Никинцы (В марте 1993 года сербы взорвали в Никинцах католическую церковь и несколько хорватских домов. Из довоенных 1600 хорватов в селе осталось около 200), Ердевик, Сот, Вашица, хорватов так же выгнали из Нештина, Беочина, Сремской Митровицы (в 1992 году из Сремской Митровицы бежало около 700 хорватов), Румы (на Новый, 1994 год в городе Руме была разгромлена католическая церковь, после «Олуйи» в хорватские дома вселились бежавшие из Краины сербы, которые угрозами и оскорблениями выгнали оттуда прежних хозяев. Коротко говоря, в Руме сербы показали всю ту свою своеобразную «культуру», которую они постоянно демонстрировали во время оккупации хорватских земель. Из Румы сербы выселили в общей сложности 148 хорватов), города Петроварадина (Еще в 1939 году «Хорватский Гибралтар», город Петроварадин, родина бана Йосипа Елачича был на 100% хорватским городом. После Второй мировой войны Петроварадин, где находились старейшие библиотека и иезуитская гимназия во всей Воеводине, а значит и во всей Сербии, целенаправленно начал заселяться сербами и черногорцами, в основном военными и милиционерами. Уже к 1984 году план удался, вместо латиницы основным алфавитом на котором преподавали в школе стала кириллица. В начале войны началась этническая чистка хорватов, те из них, кто рискнул остаться в Петроварадине подверглись пыткам и издевательствам, сербами были заменены названия улиц, повсеместно искоренялось все, что было хорватского. Целью было стереть все следы того, что хорваты веками жили на территории Срема. В городе на сегодняшний день живет менее 10% хорватов. С 1939 по 2011 год сербский план был реализован, число хорватов в Петроварадине уменьшилось на 90%), Сремски Карловцев (из Сремских Карловцев в 1991-1996 годах изгнано 89 хорватских семей), Сремски Каменицы (Сремска Каменица еще одно место, которое также почти полностью очищено от хорватов. Еще после Второй мировой войны в ней проживало 40% хорватов, сегодня их насчитывается меньше 5%), городков Ирига (в Ириге в качестве послания местным хорватам 10 июня 1992 года было взорвано здание церковного правления, сербы силой вселялись в дома хорватов и венгров, демонстрируя свою хорошо узнаваемую «культуру». Из Ирига и окрестностей бежали 13 хорватских семей) и Инджии, из села Марадик, Бешки (До сербской агрессии на Хорватию в Бешке жило 23,5% хорватов. В 1992 году в результате насилия со стороны велико-сербских экстремистов Бешку покинуло около 850 хорватов. Сейчас хорватов в Бешке 8%, что почти в три раз меньше, чем до войны), Голубинцев (До войны в Голубинцах жило 39,5% хорватов. После этнической чистки этого села от хорватов в селе из довоенных 2500 осталось только 899 хорватов. Их доля в общем населении упала до 15%) , Нового и Старого Сланкамена (в Сланкамене в 1991 году была изнасилована хорватка а одна старая женщина была сильно избита. Людей избивали в их домах, бросали в хорватские дома гранаты. В период с 26 по 30 октября 1992 года из Нового Сланкамена бежало около 1600 хорватов. Из довоенных 65% хорватов в Сланкамене сегодня живет только около 20%), Земуна (Выселение хорватов из Земуна началось еще во времена Югославии. С присоединением города к Белграду процесс только ускорился. С приходом к власти в Сербии Слободана Милошевича в 1986 году выселение хорватов из Земуна приобрело новый размах, а во время сербской агрессии на Хорватию условия жизни сделались для местных хорватов просто невыносимыми. В период с 26 по 30 октября 1992 года Земун покинули около 1200 хорватов. В 1921 году Земун имел около 20.000 жителей — около 70% из них были хорватами. Сегодня в Земуне живут 200.000 жителей, но хорватов из них только примерно 5%), Сурчина, Новых Бановцев (После того, как после Второй мировой войны из Новых Бановцев были изгнаны все немцы, хорваты составляли в этом населенном пункте большинство населения. Сегодня их доля составляет лишь 3%. Католическая церковь в Новых Бановцах была уничтожена в 1995 году.) и далее, до городов Бачки - Сонта, Бач, сел Плавна, Вайска, Кляичево, городов Бачка-Паланка, Сомбор, Нови Сад…) Не во всех местах сербский террор имел такой радикальный характер, как в Кукуевцах, но результат был почти таким же: коренного хорватского населения в этих городах и селах почти не осталось. Молодые люди в основном уехали, старые умирают, то, что не удалось довести до конца Милошевичу и его сторонникам довершает время.

В этом контексте все обещания, которые слышны от господина президента Сербии Вучича, о каком-то там якобы «равноправии» воеводинских хорватов звучат как верх цинизма. Никто в Сербии даже и не думает признать все то, что там произошло и не помышляет вернуть на родину тех, кто когда-то вынужден был оттуда бежать под давлением — и многие из которых и на сегодня имеют там имущество, которым не могут распоряжаться.

Можно сказать, что Сербия использует сегодня в отношении изгнанных со своей земли воеводинских хорватов принципы «На нет и суда нет» и «Нет человека — нет проблемы».





Источник Вконтакте

No comments:

Post a Comment

Сербы атакуют россиян, протестующих против войны

 Критически настроенные россияне бегут в Сербию – встречают сторонников Путина Связи Сербии с Россией сделали Белград привлекательным место...