Взято из этого блога, цитаты приведены из Сербского дневника "русского добровольца" – «Волки белые»
Несколько абзацев из книги, о мыльном пузыре под названием «сербско-русское братство»:
…К опыту русских (то ли «добровольцев», то ли «авантюристов», то ли
«наемников») здешнее сербское командование часто относилось
пренебрежительно, во многом — из-за странной местной логики. Когда
военные вопросы зачем-то смешиваются с политикой и историей, тогда
начинают вспоминать выигранные сербами битвы в балканских войнах и в
мировой войне, забывая, правда, проигранную семидневную июньскую войну
1941 года.
Вспоминались партизанские походы Тито, и, наконец,
якобы проигранный Советским Союзом Афганистан, и предательское поведение
России ныне, хотя ничего это к выполнению конкретных боевых заданий
отношения не имело. Так что в такой обстановке ничего предлагать не
хотелось, а зря «лить воду» смысла не было…
…Общая политика в
сербском обществе задавалась так, что наверх выбивались полуграмотные
люди, говорящие часто, причем открыто, абсурдные вещи. Все это можно
было терпеть, если бы это не повторялось с попугайской настойчивостью.
Особенно раздражали словоизлияния о неблагодарности России по отношению к
сербам, словно именно ради нее сербы ввязывались в многочисленные
войны. Как будто не сербы из Боснии и Герцеговины в Первой мировой войне
оказывались в составе австро-венгерской армии, как на фронте против
России, так и против Сербии, тоже, якобы, предавшую сейчас Республику
Сербскую.
История — дело сложное, и не стоит по политике
верхов судить обо всем народе, но как раз такие взгляды доминировали в
местном обществе. В конце концов, это было не нашей проблемой, и ущерб
испытывали в первую очередь сами сербы. Попав в здешний хаос, мы себя
чувствовали инородным телом на этой странной войне…
…Когда
официально был создан воеводой интервентный взвод, и были поделены
четнические чины, то многим из нас не понравилось, что мы даже не были
приглашены на этот «праздник жизни», хотя на эмблеме взвода писалось
«Саша Рус» (Саша Шкрабов). Между тем Саша прославился «акциями», в
которых он воевал вместе с русскими, и хотя бы поблагодарить его бывших
соратников вполне было можно. Я же с удивлением узнал, что Йово говорил
местным: мол, зачем «мы должны идти на “положаи”, когда есть русские».
Многие местные сербы его в этом полностью поддержали…
…Многое
стало ясно с самого начала, когда на остановке наших грузовиков в
сербской Вогощи, на местном базаре, они отобрали у местных сербских
женщин носки и алкогольные напитки. Когда женщины стали кричать, что их
мужья находятся в сербском войске, то наши бравые четники в ответ
крикнули «посмотрити руссов, они пришли воевать, преодолев тысячи
километров». Правда, потом наши «братья» о «руссах» забыли. Первая
кровь, пролитая в этой акции, была овечья, поскольку не успели мы
выгрузиться из грузовиков, как наш старый знакомый четник, «Мырга», уже
волок зарезанную овцу, захваченную у местных сербов. Нас снова не
пригласили на обед будущих победителей, но мы не пожалели, так как были
сыты нашими соратниками по горло и, чтобы их не видеть, разместились на
окраине села Криуваевичи…
…Пусть Леша являлся «посторонним» в
этой войне, как любой другой человек в его положении, он уже даже на
подсознательном уровне проникся определенной ответственностью за ход
войны. Подобный энтузиазм не был ошибкой: он придавал войне новый смысл.
Однако в случае с Лешей этот энтузиазм был сломлен в немалой степени
местным шовинизмом: когда Леша сделал несколько замечаний молодым
солдатам из «Младо войско», те вместо того, чтобы принять все к
сведению, побежали жаловаться воеводе. В итоге воевода вступил в
конфликт с Алекеем — и лишился не только хорошего бойца, но и
специалиста. Леша тогда был разочарован, но от участия в войне не
отказался, хотя по логике следовало бы уехать домой. Задержало его
только существование русской группы «Белых волков»…
…Конечно,
война идеальной быть не может. Другое дело, что необходимо снизить
количество отрицательных примеров, разобравшись в причинах неудач.
Только в книжках о войне в войсках существует полный порядок, на самом
деле довольно сложно установить порядок в среде вооруженных людей на
гражданской войне: здесь необходимы авторитет, знание психологии.
Сержан, выросший в Боснии, никак не мог понять русских, принадлежавших к
обществу, очень отличному от местного, и слова о сербско-русском
единстве в данном случае звучат довольно глупо. В конечном итоге, отряд
«Белые волки» в тылу разделялся по кружкам по интересам. Очевидно, что
подходит сербу, не подходит русскому — и наоборот. Легкость установления
дружеских отношений была крайне обманчива, а в силу традиционной
клановости на данной почве не раз возникали бытовые конфликты…
…Уйдя
с этого поста, он ( Сержан Канежевич – командир Белых волков) вступил в
конфликт с этой самой верхушкой, и был поставлен заместителем
начальника ЦСБ [Центр службы безбедности — примеч. ред. ] Сербского
Сараево. На данном посту он поддержал отколовшееся от главной фракции
СДС крыло Биляны Плавшич, преобразовавшееся в отдельную партию СНС
(«Српски народни савез» — Сербский народный союз), и вступил в борьбу с
местной мафией. Однако время было уже иное, добровольцев не было, а от
«Белых волков» в Пале осталась небольшая группа местных сербов, иные из
них порвали всякие отношения с Сержаном. Те, кто в верхах были на
стороне Сержана, тоже быстро отказались от него. В результате, 7 августа
1998 года, ночью, Сержан был убит возле своего подъезда на глазах у
жены и двоих сыновей. Местное палянское общество, превозносившее «Белых
волков» во время войны, в своем большинстве встало на сторону
противников Сержана из старого СДС, якобы, по патриотическим
соображениям. Семеро сотрудников специальной милиции, арестованные по
обвинению в убийстве Сержана, позднее были освобождены судом в Сербском
Сараево при прямой поддержке комиссара ООН по правам человека Элизабет
Рен и представителей международной полицейской миссии IPTF. Местная
газета «Сырпско Ослободженье», занимавшаяся пропагандой в пользу СДС,
сразу после убийства Сержана разразилось статьей некоего Н. Марича (от
11. 08. 1998 г.), в которой, опираясь «на источники в МВД», было
указано, что причина смерти Кнежевич лежит в «14 русских наемниках»,
размещенных им в его родном селе, Твердимичи, для уголовных разборок.
Это было очевидным бредом, так как от русских добровольцев, «Белых
волков» на Яхорине, остался один «Боцман», правда, появившийся после
убийства Сержана, перед его домом, в полном военном снаряжении и с
оружием. Вообще, русские добровольцы, впрочем, как и другие добровольцы,
почти полностью уехали, поскольку в местной среде шансы на успех были
равны нулю. В местные дела, как правило, посторонние не допускались,
особенно, если дело касалось денег и политики. Да и вряд ли в маленьком
селе можно было найти жилплощадь для такой «оравы головорезов». Подобную
чушь могли напечатать люди, полностью лишенные принципов, чего здесь
хватало в изобилии. Это позволяет сделать вывод, что эта среда, вовремя
получив отряд «Белые волки», получила больше, нежели заслуживала, а
наличие «Белых волков» лишь мешало их действиям…
No comments:
Post a Comment