Friday, 10 January 2020

Кому было выгодно изгнание тысяч хорватов из Сербии?

Читайте подробнее, вперемешку с бредом:  https://uncleboss.livejournal.com/65342.html

20 ноября 2010 года Сообщество изгнанных хорватов из Сриема, Бачки и Баната потребовало от хорватского Президента Иво Йосиповича, чтобы он в беседе со своим сербским коллегой Борисом Тадичем, зачастившем в последнее время в Хорватию, поднял вопрос о проблемах изгнанных, пропавших без вести и убитых хорватов на территории Сербии.
"С 1991-го до 1995-го из Сербии было изгнано около 40000 хорватов, из них около 25000 из Сриема. В Воеводинской части Сриема, где не было войны, убито или пропало без вести при невыясненных обстоятельствах два десятка хорватов. Никто за это не ответил, только Войислава Шешеля судят в Гааге. Изгнание хорватов из Сербии забыто не только в Сербии, но и в Хорватии", - заявил председатель Сообщества Мато Юрич.
Попробуем разобраться, что же в этот период происходило по сербскую сторону Дуная, в Воеводине (в первую очередь, в Восточном Среме) и кому это было выгодно.
Для начала нужно отметить, что восточная часть Сирмии (Сриема) к Сербии была присоединена относительно недавно.
Срем (сербск.) или Срием (хорв.) – это поделенная между Хорватией и Сербией географическая территория между реками Сава и Дунай, южнее Бачки и западнее Баната, захватывающая восточную часть Славонии (включая Вуковар и Винковци, но южнее Осиека) и простирающаяся до места, где Сава впадает в Дунай (включая западные пригороды Белграда – Земун, Нови Београд, Сурчин). В древности эти земли были населёны племенами иллирийцев; входили в состав Римской империи (латинское название – Сирмия) и Византии. Пришедшие сюда славяне постепенно стали ассимилировать местное население. В VII столетии Сирмия завоевана Аварским каганатом. В Средние века Сирмия входила в сферу интересов болгар, франков, византийцев, переходя из рук в руки до XII века, пока не оказалась под властью венгров. В состав Хорватского государства она впервые была включена в первой половине IX столетия. Примерно в этот же период в Сирмию переселилось небольшое количество сербов. В развитии Сриема до османской оккупации важнейшую роль играли хорватские вельможи. В период турецкого владычества Срием был разорён, а после освобождения в конце XVII века перешёл под контроль Габсбургов, которые принялись распродавать его плодородные земли иностранцам. С этого же времени Срием начинает заселяться сербами. С 1918 года Срием – в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (СХС). С 1929 года его территория разделена: западная часть – в составе Дринской бановины (центр Сараево), восточная – в составе Дунайской бановины (центр Нови-Сад); Земун отошёл к Белграду. Властями Королевства СХС производилось активное заселение этих земель сербами. В период существования НДХ Срием включён в её состав, но при этом его восточная часть полностью находилась под немецким управлением. 
После 1945 года восточная (бóльшая) часть Сриема присоединена к Сербии (в основном, к сербской Воеводине, а небольшая территория около Белграда – собственно к Сербии) и получила название Восточный Срем. Западная часть осталась хорватской - Западный Срием. При Тито политика "сербизации" продолжилась. Если в 1930-х годах известный учёный Рудольф Хорват насчитал 101 сриемский населённый пункт с хорватским большинством, то нынче в сербской части Сирмии практически нет ни одного населённого пункта, где бы превалировали хорваты. Это неудивительно, поскольку сразу после Второй мировой войны немцы и австрийцы югославскими коммунистическими властями были депортированы, а в их домах селились сербы.
В 1991-96 годах значительная часть Западного Сриема, принадлежащего Хорватии, оказалась под контролем сербов и носила название Западный Срем. За это время из Сирмии, как из сербской восточной части, так и подконтрольных сербам территорий западной, хорватской, части, были изгнаны десятки тысяч человек, хорватов и других несербов. 
В целом же по Хорватии с территорий, находящихся под властью сербов, выгнали порядка 200 тысяч лиц несербской национальности, в основном хорватов, из которых не менее 70 тысяч человек - из Восточной Славонии, Бараньи и Западного Сриема (только в начале 1998 года эти земли окончательно возвращены Хорватии). 
Тут, пожалуй, стоит привести некоторые выдержки из принятой 31 мая 1991 года Сабором Хорватии Декларации о нарушении прав представителей хорватского меньшинства в Республике Сербии и автономных краях Воеводине и Косове:
"Группы террористов в Республике Хорватии для своих преступных деяний находят помощь и поддержку в официальной Сербии… В отношении хорватского народа в Республике Хорватии оспаривается право на демократию и суверенитет, поддерживаются настойчивые попытки отделения части территорий Республики Хорватии и их присоединение к Республике Сербии, с трибуны скупштин Воеводины и Сербии хорватский народ в целом демонизируется, опорочивается клеветой и оскорбляется... Эмиссары из Республики Сербии и члены Правительства Республики Сербии прибывают на территорию Республики Хорватии пропагандировать насилие и создавать атмосферу хаоса и страха…В искусственно созданной атмосфере ненависти в отношении хорватского народа и Республики Хорватии нарушаются элементарные людские и национальные права представителей хорватского народа на территории Республики Сербии, особенно в автономных краях Воеводине и Косове" (Narodne novine, broj 27 od 11. lipnja 1991.).
Чтобы выгнать из страны 40 тысяч человек неугодной национальности, которые отнюдь не проживают компактно, которых трудно выявить среди перемешавшегося населения и повсеместно распространённых смешанных браков, необходимо нечто большее, чем одно желание это сделать. Это под силу только власти, точнее спецслужбам, а ещё точнее - спецслужбам, контролирующим организованный криминал. И, безусловно, намного проще, когда отдельные представители этих самых спецслужб с организованными преступными группировками срослись воедино.
 
Самым ярким сербским представителем этого сращивания был небезызвестный Желько Ражнатович – Аркан. Свою карьеру этот "великий герой сербского народа", каким его многие в Сербии (да и в России) считают по сей день, начинал с того, что в 20-летнем возрасте отнимал сумки у женщин; успел пройти через десяток европейских тюрем и был объявлен Интерполом в международный розыск. Ражнатович был лидером фанатской группировки "Црвены Звезды" и из своей криминально-фанатской среды организовал паравоенное подразделение "Сербская добровольческая гвардия", более известное под названием "Аркановы тигры", ядро которой, тем не менее, составляли сотрудники или бывшие сотрудники сербской госбезопасности. Произошло это 11 октября 1990 года. Интересно, что в том же октябре Ражнатовича арестовали в Хорватии; его осудили на пять лет лишения свободы, но через шесть месяцев выпустили! И по какому-то странному совпадению незадолго до этого, в марте 1991 года, два старых коммуниста Франьо Туджман и Слободан Милошевич провели встречу в Караджёрджеве, что под городом Бачка Паланка (Воеводина). На этой встречи бывшие однопартийцы (впрочем, бывших коммунистов не бывает) обсуждали вопрос о делении Боснии и Герцеговины между Сербией и Хорватией (от чего нынешние хорватские власти пытаются всячески откреститься). Не забыли, надо полагать, и решить судьбу агента СДБ (Службы Державной Безопасности – наследницы пресловутых УДБ-ы и ОЗН-ы) Аркана.
Когда во время Битвы за Вуковар стало ясно, что в ЮНА нет ни одного способного высшего офицера и воевать просто никто не умеет, решили использовать "Аркановых тигров" как подразделение спецназа. Там они в плане боеспособности зарекомендовали себя с самой лучшей стороны – лучше их по другую от защитников Вуковара сторону не воевал никто. Однако в сущности Аркан так и остался бандитом, что подтвердили последующие события. Грабежи, убийства и прочее насилие на территориях Хорватии, Боснии и Герцеговины и Сербии. Причём от Аркановой банды страдали и сербы. Характерным примером могут служить различные экзекуции, которым подвергались так называемые "предатели" – сербские беженцы из Крайины, насильно мобилизуемые и оправляемые на опорную базу Аркана в Эрдуте. В то время вся Восточная Славония по сути дела контролировалась именно им. 
Но имел ли Аркан такое же влияние по ту сторону Дуная, и привлекали ли его для "окончательного решения хорватского вопроса" в Воеводине? Учитывая его огромный опыт в подобных делах в Восточной Славонии, без Аркана и ему подобных и здесь обойтись вряд ли могли. 
Но одно дело разбойничать там, где идёт война и совершенно другое – на территории невоюющей Сербии. Надо сказать, что в Белграде да и всей Центральной Сербии общественность о массовом изгнании лиц хорватской национальности осведомлена не была, в этих районах хорватов никто не трогал. Предполагать, что запугивание, взрывы кафе, разбитые стёкла и прочие противоправные действия на ограниченной территории носили спонтанный характер, не инспирированный властью, глупо, ибо, как мы могли убедиться, началось всё до вооружённого конфликта. В то же время и в разгар Битвы за Вуковар в Сербии население не очень-то хорошо было осведомлено, что там происходит.
Таким образом, становится очевидным, что единственным человеком в Сербии и Югославии, который бы мог отдать распоряжение (гласное или не гласное, прямое или косвенное) о массовом изгнании хорватов из Воеводины, а также с подконтрольных сербам территорий в Хорватии, был Слободан Милошевич. Только он обладал такой властью и возможностями и ему, что самое главное, это было выгодно. Он, в отличие от сербской общественности, не мог не знать, что происходит в Воеводине и Сербской Крайине, но никаких мер по предотвращению этнических чисток и массовых депортаций им принято не было.
Любопытны в этой связи и обстоятельства гибели Аркана. Его убили 15 января 2000 года в отеле Интерконтиненталь в Белграде. Через некоторое время на хорватском телевидении появились предположения о том, что Аркан собирался в Гааге дать показания против Милошевича, за что режим последнего его и ликвидировал. 

No comments:

Post a Comment

Сербы атакуют россиян, протестующих против войны

 Критически настроенные россияне бегут в Сербию – встречают сторонников Путина Связи Сербии с Россией сделали Белград привлекательным место...