Взято с просербского сайта: http://serbiaonline.ru/?p=15648
Из всех покорённых самыми лучшими воинами были сербы. Они участвовали во всех походах османов и храбро сражались в них. Будучи самым многочисленным христианским народом в Османской империи. Многие сербы приняли ислам. Но турецкие власти также учитывали пожелания тех, кто оставался приверженцем православия. Османской империи, владеющей огромными территориями, были нужны сербы обоих вероисповеданий, потому что их можно было использовать в качестве чиновников на местах и тем самым значительно уменьшить число османов. Поскольку в этой области существовали определённые проблемы. Так что сербы реально управляли частями собственной страны, утешаясь тем, что они остаются своими среди своих. Мехмеда-пашу сербы уважали, и более того, османы не возражали против его помощи к соплеменникам. Со временем, Мехмед-паша доложил султану о желании предоставить самостоятельность сербской православной церкви.
История Сербской православной церкви говорит, что именно Мехмед-паша Соколович, визирь турецкого дивана, использовал своё влияние в Османской империи в 1557 году лично восстановил сербский Печский патриархат. Во главе Печского патриархата он поставил своего брата Макария в то время, когда, как сообщают источники, «православие пребывало в хаосе и распадалось, а национальная мысль сербского народа стала угасать в тяжких оковах рабства». Правление Макария — это период ренессанса сербской культуры и искусства. В это время было восстановлено большое количество сербских монастырей, в том числе Грачаница, Студеница, монастырь Печского патриархата, Милешева, Будисавци в Косово. (Макарий Соколович был канонизирован Сербской православной церковью, которая празднует его память 30 августа по юлианскому календарю или 12 сентября по григорианскому). Под юрисдикцией Патриархии в его правление было более 40 епархий. Из-за болезни в 1571 году Макарий ушёл на покой. Скончался в 1574 году. 23 октября 1574года , после смерти Макария, новым сербским патриархом стал его племянник Антим . В 1575 году Антим умер, и его заменил еще один из племянников Мехмеда -паши Герасим Соколович, который был сербским патриархом до 1586 года.
Некоторые историки полагают, что позже «великий визирь этим актом в действительности спас сербский народ от окончательного истребления и гибели». Это утверждение вовсе не так далеко от истины, если учесть, что в то время сербский народ, не имея собственного самостоятельного государства, уповал на единственную существующую замену государственности – церковь. Отсюда и весьма распространенное мнение о Мехмед-паше Соколовиче, который был «непоколебимым мусульманином и в то же самое время… истинным патриотом, достойно служившим своему народу». Он верил, что тем самым примирил ислам со своей боснийской родиной, сербскими корнями и христианской православной верой.
Мехмед-паша Соколович по делам империи часто бывал в Белграде. Для турецкой империи Белград был очень важен в стратегическом плане. Первое турецкое нападение и первая успешная оборона Белграда произошли в 1440 году. Только пятнадцать лет спустя, через три года после захвата Константинополя и его превращения в Истанбул, султан Мехмед II в 1456 году начал новый великий поход на Белград. Такая поспешность свидетельствовала о том, какое значение придавала Белграду политика Османской империи. В битвах на белградских реках и их берегах защитники выказали невероятную отвагу, особенно сербские лодочники. Им удалось уберечь город. С этих дней Белград стал символом защиты ценностей Европы, он получил название Крепостной стены христианства. Но в 1521 году Белград не устоял перед османскими войсками. Тот дал Белому городу исламское имя Дар ул-Джихад.
Для турецкой империи этот город стал прекрасным трамплином для следующего продвижения к желанной цели – к Вене, а для сил Европы, объединившихся в союз против османов, – желательной границей, на которой им не приходилось жертвовать собою. Сербы занимали идеальное положение в интересах обеих сторон – и исламской и христианской: сплав, попавший для придания нужной формы между молотом и наковальней. Через пять лет после захвата города султаном Сулейманом Белград стал в первую очередь османской, а тем самым и важнейшей отправной точкой для походов в Центральную Европу с целью осуществления давней мечты султана – завоевания после Венгрии Австрийской империи.
Из всех покорённых самыми лучшими воинами были сербы. Они участвовали во всех походах османов и храбро сражались в них. Будучи самым многочисленным христианским народом в Османской империи. Многие сербы приняли ислам. Но турецкие власти также учитывали пожелания тех, кто оставался приверженцем православия. Османской империи, владеющей огромными территориями, были нужны сербы обоих вероисповеданий, потому что их можно было использовать в качестве чиновников на местах и тем самым значительно уменьшить число османов. Поскольку в этой области существовали определённые проблемы. Так что сербы реально управляли частями собственной страны, утешаясь тем, что они остаются своими среди своих. Мехмеда-пашу сербы уважали, и более того, османы не возражали против его помощи к соплеменникам. Со временем, Мехмед-паша доложил султану о желании предоставить самостоятельность сербской православной церкви.
История Сербской православной церкви говорит, что именно Мехмед-паша Соколович, визирь турецкого дивана, использовал своё влияние в Османской империи в 1557 году лично восстановил сербский Печский патриархат. Во главе Печского патриархата он поставил своего брата Макария в то время, когда, как сообщают источники, «православие пребывало в хаосе и распадалось, а национальная мысль сербского народа стала угасать в тяжких оковах рабства». Правление Макария — это период ренессанса сербской культуры и искусства. В это время было восстановлено большое количество сербских монастырей, в том числе Грачаница, Студеница, монастырь Печского патриархата, Милешева, Будисавци в Косово. (Макарий Соколович был канонизирован Сербской православной церковью, которая празднует его память 30 августа по юлианскому календарю или 12 сентября по григорианскому). Под юрисдикцией Патриархии в его правление было более 40 епархий. Из-за болезни в 1571 году Макарий ушёл на покой. Скончался в 1574 году. 23 октября 1574года , после смерти Макария, новым сербским патриархом стал его племянник Антим . В 1575 году Антим умер, и его заменил еще один из племянников Мехмеда -паши Герасим Соколович, который был сербским патриархом до 1586 года.
Некоторые историки полагают, что позже «великий визирь этим актом в действительности спас сербский народ от окончательного истребления и гибели». Это утверждение вовсе не так далеко от истины, если учесть, что в то время сербский народ, не имея собственного самостоятельного государства, уповал на единственную существующую замену государственности – церковь. Отсюда и весьма распространенное мнение о Мехмед-паше Соколовиче, который был «непоколебимым мусульманином и в то же самое время… истинным патриотом, достойно служившим своему народу». Он верил, что тем самым примирил ислам со своей боснийской родиной, сербскими корнями и христианской православной верой.
Мехмед-паша Соколович по делам империи часто бывал в Белграде. Для турецкой империи Белград был очень важен в стратегическом плане. Первое турецкое нападение и первая успешная оборона Белграда произошли в 1440 году. Только пятнадцать лет спустя, через три года после захвата Константинополя и его превращения в Истанбул, султан Мехмед II в 1456 году начал новый великий поход на Белград. Такая поспешность свидетельствовала о том, какое значение придавала Белграду политика Османской империи. В битвах на белградских реках и их берегах защитники выказали невероятную отвагу, особенно сербские лодочники. Им удалось уберечь город. С этих дней Белград стал символом защиты ценностей Европы, он получил название Крепостной стены христианства. Но в 1521 году Белград не устоял перед османскими войсками. Тот дал Белому городу исламское имя Дар ул-Джихад.
Для турецкой империи этот город стал прекрасным трамплином для следующего продвижения к желанной цели – к Вене, а для сил Европы, объединившихся в союз против османов, – желательной границей, на которой им не приходилось жертвовать собою. Сербы занимали идеальное положение в интересах обеих сторон – и исламской и христианской: сплав, попавший для придания нужной формы между молотом и наковальней. Через пять лет после захвата города султаном Сулейманом Белград стал в первую очередь османской, а тем самым и важнейшей отправной точкой для походов в Центральную Европу с целью осуществления давней мечты султана – завоевания после Венгрии Австрийской империи.
No comments:
Post a Comment