26 апреля 2013 года площадь перед зданием парламента Сербии в центре Белграда пестрела от людей и огромного количества трехполосных флагов – как сербских, так и российских. Протестный митинг был посвящен подписанному за неделю до этого договору между правительствами Сербии и Косово о нормализации двусторонних отношений Белграда и Приштины. Одного этого факта было достаточно, чтобы сразу же после подписания соглашения на улицы столицы высыпали тысячи протестующих: с транспарантами, националистической символикой и неизменными слоганами вроде «Kosovo je srce Srbije!».
Однако при ближайшем рассмотрении все оказалось не так-то просто. Большинство участников митингов были вовсе не стихийно собравшимися прохожими, а гостями из России, а также членами различных националистических организаций и Сербской Радикальной партии. Ее лидер Воислав Шешель отсидел целых одиннадцать лет в Гааге за военные преступления в бывшей Югославии, и пару лет назад вернулся в Белград.
Политолог Венцислав Буйич знает о сербских националистах не понаслышке. Какое-то время он сам общался с ними, веря в традиционную «братскую» близость между двумя народами, однако довольно быстро пришел к выводу: российские «братья» лишь банально использовали сербов в своей войне против Запада, и теперь готовятся принести на его землю самый настоящий хаос. Сейчас сербский аналитик всеми силами старается раскрыть своему народу и всему остальному миру правду о том, чем на самом деле является «братская помощь Москвы».
«Люди, связанные с Кремлем, прямым текстом обещают сербам, что на эту землю скоро придут русские, оккупируют всю Европу и разбомбят всех врагов Сербии. Чтобы объяснить необходимость этого, они стараются внушить, что НАТО и Евросоюз – это демонические, сатанинские силы, которые мечтают уничтожить или поработить Балканы. К сожалению, из-за бомбардировок 99-го года часть населения до сих пор склонна верить в такое. Хуже всего то, что подобные взгляды распространяются в основном членами молодежных организаций. Их лидеров, имеющих большие политические амбиции, приглашают в Москву, консультируют и направляют из Кремля», – поведал Венцислав.
Среди подобных организаций политолог называет «Образ», «Заветников», движения «Третья Сербия» и «Восточная альтернатива», «Национальный строй» и другие. По его мнению, пропаганде таких взглядов подвержены примерно 20% населения, а более мягкой версии российской пропаганды готовы верить 50-60% населения Сербии. Сербские националисты активно поддерживают связи с российскими «собратьями». Венциславу Буйичу и самому довелось побывать на встрече с Сергеем Лущем из прокремлевской организации «Русь Молодая» (Минск).
По его словам, функционеры прокремлевской организации планировали подготовить своего рода «спящих агентов» по всей Сербии, которые затем, при наступлении «часа Х», смогут поднять антизападное восстание во всех своих городах.
Помимо активной деятельности внутри страны, прокремлевские сербские националисты активно участвуют в зарубежных операциях Кремля, включая теракты, войны и даже захваты чужой территории. Так, благодаря уже упомянутому Венциславу Буйичу недавно было обнародовано видео, на котором руководитель радикальной организации «Сербские волки» Александр Синджелич признается в своих тесных связях с Минобороны России. В частности, Синджелич рассказывает, что именно дал российским военным рекомендации для участия другого националиста, Братислава Живковича в оккупации Крыма, после чего тот легко прошел проверку.
Александр Синджелич (справа) в рядах серапатистов на окупированой территории Украины
Следующим местом, где были замечены сербские «младшие братья Кремля», стал оккупированный Донбасс.
«Сербы в основном занимались «контрразведкой», которая вела борьбу как с так называемыми «агентами «Правого сектора», так и с распоясавшимися уголовниками. При этом большинство сербов даже не говорили по-русски, поэтому занимались в основном арестами подозреваемых, их доставкой, а также пытками и расстрелами, а допросы задержанных проводили следователи российской ФСБ. Кадыровцев же использовали в основном в работе патрульных служб, когда нужно было напугать население. У них это хорошо получалось, – рассказывает Ольга. – Те из сербов, кто говорили по-русски, прямо заявляли, что продолжают здесь войну, которую вели в Хорватии», – рассказала Ольга – беженка из оккупированной Горловки.
Самым крупным скандалом с участием сербских националистов стал недавний неудавшийся переворот в Черногории, когда черногорские власти открыто заявили о том, что именно Россия готовила террористические атаки и свержение правительства в их стране руками подконтрольных им сербских радикалов. К слову, основным организатором переворота был назван тот самый лидер «Сербских волков» Александр Синджелич.
Тем временем Венцислав Буйич уверен – агрессивные планы Москвы на Балканах не ограничатся «черногорским провалом».
«Когда заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин приезжал в Сербию на встречу к лидеру сербской Радикальной партии Воиславу Шешелю в начале 2016 года, он прямым текстом заявил, что самые главные приоритеты для Кремля сейчас – это Черногория и Македония. Я знаю это напрямую от приближенных к Шешелю людей. Этим, кстати, Рогозин объяснял, почему на данный момент у него нет денег на поддержку сербских радикалов. Я понимаю, почему он выделил именно эти две цели. Черногория должна вот-вот вступить в НАТО, а Македония находится прямо на пути Турецкого потока, в создании которого принимает участие Россия. Конечно, Путину и его окружению не хочется, чтобы он проходил через территорию стран, находящихся в сфере влияния Запада», – сообщил он.